Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля
«Новые подходы в преподавании и обучении» по русскому языку 5 «А» классе
Учитель русского языка и литературы:Куттыбаева Б.Е.
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
(китайская мудрость)
Наша жизнь ежедневно требует новых подходов, новых
идей в обучении. Все мы на практике сталкиваемся с трудностями, с множеством
проблем. Для этого мы и носим высокое звание учителя. Каждый день, каждый час,
даже каждую минуту мы работаем над улучшением в обучении и образовании. Я также
как и все учителя стараюсь улучшить преподавание: хочу, чтобы дети свободно и
независимо выражали свое мнение, отстаивали свою точку зрения. Не просто
выражали, а могли всегда привести доказательства и применить на практике. Это
говорит о том, что мы должны давать детям возможность работать самостоятельно,
обсуждать в паре, в группе, ведь при общении друг с другом, дети познают новое,
развивают свое мышление. Размышляя о семи модулях, я хочу сказать, что настало
время мыслить и действовать по-новому. Теперь мы – учителя - не просто
«энциклопедия» знаний, а живой механизм, который направляет и обучает детей как
учиться.
Модуль «Новые подходы в обучении и преподавании»
играют важную роль в обучении, где дети активно обучаются, формируют свое
мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия, учащиеся
строят свое собственное понимание на основе личных исследований. При
рассмотрении модуля о новых подходах в обучении и преподавании было бы ошибочно
рассматривать его отдельно от других модулей. Более того, каждый из модулей тесно
взаимосвязан и не жизнеспособен без дополнения других. Приоритетом модуля
«Новые подходы в обучении» служат «Обучение через диалог» и метасозание или «Обучение тому, как
учиться».
При работе в группах, я старалась вовлечь ребят в кумулятивную беседу, в которой:
«Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие.
Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению кидеям других.
Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются
Как правило, использование кумулятивной беседы подразумевает работу в малых группах. Преимущество данного метода в том, что ученики, работая в малых группах, имеют общую проблему, создают совместное ее
понимание, обсуждают и размышляют вслух, создают коллективное знание и понимание, то есть
ученики думают вместе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
При организации диалога:
1.Ставится задача перед учащимися, или проблемный вопрос. Урок русского языка. Тема: Имя существительное. Например, на интерактивной доске даны существительные, в которых выделены окончания и подчеркнуты буквы, находящиеся перед окончанием. На листке написаны вопросы: «Какая это часть речи?», «Чем
отличается склонение этих слов?», «Обратите внимание на окончание этих слов».
Отвечая на эти вопросы и обращая внимание на окончания и буквы, которые стоят
перед ним, учащиеся смогли определить тему и цель урока. Например,
представитель 1 группы Н. определила тему урока «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные»,
представитель 3 группы Д. определила цель урока «Научиться определять разносклоняемые и несклоняемые
имена существительные».
2.Нужно не только слушать ученика, но и «слышать» его ответ. Следить не только за тем,
что говорит ученик, но и как он говорит (громко или тихо, очень медленно или,
напротив, очень быстро, увлеченно или равнодушно, монотонно), учитывая при
этом, что паузы в речи ученика могут передавать его состояние (волнение),
отражать поиск нужного слова или свидетельствовать о слабых знаниях по
предмету. Наблюдать за реакцией класса, поддерживать его внимание на протяжении
всего диалога. Важно давать ученикам время отвечать и, по возможности, строить
ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Многие
исследования обращают внимание на то, что наибольшего эффекта достигает
обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику,
так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон обнаружили,
что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить
вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому.
Например, О. который на первых уроках не говорил и не был активен в группе, со временем стал проявлять
инициативу, работая в группе. Тогда ему было разрешено выбрать одного из
одноклассников в качестве консультанта. Получив от него оценку и поддержку его
группы, он смог преодолеть барьер нерешительности. О. стал давать обдуманные и уверенные
ответы «Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет», «В
предложении существительное может быть выражено подлежащим, дополнением и
обстоятельством».
3. Оценивать их ответы, используя соответствующие выражения (Так, Правильно, Верно,
Молодец и т. п.). Если ученик дает неполный ответ, можно задать дополнительный
вопрос, с помощью которого ответ станет развернутым. Например, при вопросе «Что
такое имя существительное?»
Ғ. ответил: «Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет». Задав
дополнительные вопросы: «На какие вопросы отвечает имя существительное?»
и «Каким членом оно является в предложении?» Ғ. смог дать развернутый ответ «Имя
существительное – это часть, которая обозначает
предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении имя существительное
выражается подлежащим, определением, реже обстоятельством».
Моя задача, как учителя, не только в передаче детям максимально возможного объема
знаний, но и в том, чтобы научить детей умению учиться. И я попыталась
это сделать на своих уроках. Старалась при организации образовательного
процесса учитывать общие принципы: форму организации обучения, учитывающую
потребности, интересы, способности детей; приоритет групповой и индивидуальной
форм работы; наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической
работы; опору на существующий уровень развития ребенка и представление условий
для его роста. Учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития
каждого учащегося. В такой организации образовательного процесса особое
значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по
отношению к собственному обучению. Функции учителя – стимулировать
познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске
необходимой информации, в организации собственной деятельности. Хочу подвести
итог вышесказанного цитатой Ральфа Уолдо: «Вся жизнь — это эксперимент. И чем
больше вы делаете экспериментов, тем лучше».
Планирование – это перспектива на будущее. Оно
включает: цели, задачи, формы и методы. Планирование должно быть адаптировано
на учащихся в данном классе, где проводится урок. Также можно выделить главные
ценности урока:1) ученик и его душевное состояние, т.к. мы работаем для
ученика; 2) максимальная вовлечённость ученика в процесс обучения, чтобы
охватить всех; 3) уважение детей и взаимоуважение; 4) сотрудничество,
дружелюбие, общение; 5) достижение целей урока; 6) саморегуляция; 7) диалог.
Планы уроков включают в себя не только цели, методы, формы и приёмы, но и
необходимые материалы, оценивание, опрос и учёт индивидуальных качеств ученика.
«Через обучение люди становятся более человечными, что преподавание вовлекает
всё, что помогает людям изучать и, что в перспективе только учителя могут
предпринимать необходимые меры по улучшению педагогической практики. Все
остальные (политики, исследователи) могут только предлагать поддержку идей.
Модуль «Новые подходы в образовании и обучении» был мною применен в серии последовательных уроков. Уроки я проводила в 5 классе. Краткосрочный план составила по календарному плану:
«Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные», «Гласные О, Е после шипящих и
Ц», «Морфологический разбор имен существительных» и последний урок – «Обобщение по
теме "Имя существительное». В серии последовательных уроков на
этапе вызова мною были использованы притчи «Мышь, которая попала в молоко» и
«Все в твоих руках», которые позволили учащимся нацелиться на урок и на
достижение тех целей, которые будут поставлены на данном уроке. Видео ролик
«Стой, счастье!» создал доброжелательную атмосферу в классе. Физминутка
«Колобок» способствовала созданию коллаборативной среды. Учащимся понравилось
такое начало урока, они с удовольствием танцевали и с интересом смотрели притчи
и видео ролик, даже стали интересоваться «Все уроки так будут начинаться?», «Вы
такие уроки каждый день будете проводить?».
Деление на группы на всех уроках
проходило при помощи серии картинок: 1 урок – «морские обитатели глубин», 2
урок – «фрукты и овощи», 3 урок – «цветы», 4 урок – «смайлики». Картинки для
деления на группы соответствовали возрасту учащихся, поэтому не вызывали не
понимания. Так как класс был очень доброжелательный и не конфликтный, то
проблем с делением на группы не возникло. Учащиеся работали в разных группах с
интересом и относились с уважением друг к другу.
На каждом уроке проводилась
актуализация знаний об имени существительном. Работая в группах, учащиеся вспоминали
пройденный материал и обсуждали, что предстоит им узнать нового об имени
существительном. На первом уроке учащиеся определяли тему и цель урока, через
выполнение задания: просклонять слова (пламя и метро) и определить, в чем их
особенность при склонении. Таким образом, все группы, просклоняв данные имена
существительные, смогла определить, что одно существительное является
разносклоняемым, потому что оно имеет разное окончание при склонении, а другое
существительное относится к несклоняемым существительным, так как оно при
склонении не изменяется вообще, а имеет одну и ту же форму. И уже, исходя из
темы, группы смогли определить цель урока и поставить к ней задачи.
На втором уроке учащимся были даны
наводящие вопросы и на интерактивной доске слова с выделенным окончанием и
подчеркнутой буквой перед ним. Обращая внимание на окончание и предыдущую букву перед ним,
отвечая на наводящие вопросы, учащиеся сформулировали тему и цель урока.
На третьем уроке тема урока была известна учащимся, им оставалось только определить цель.
На четвертом уроке – обобщения, для развития критического мышления, активизация знаний была
проведена методом «Паутины», где кидая клубок,
учащиеся задавали друг другу вопросы, на которые у них должны быть ответы. Например, С. кидая
клубок Ж. задает ей вопрос «Что обозначает имя существительное?». Жибек отвечает:
«Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет». Ответив на
вопрос, Ж. кидая клубок Д. задает вопрос: «Назови морфологические признаки имени существительного» и т.д.
Для создания диалога, задания мною составлялись по-новому. Ведь именно в диалоге ученик и учитель подобно равноправным партнерам вовлекаются в процесс обмена мнениями и прилагают все
усилия для получения согласованного результата. «Диалог занимает центральное
место на уроке», «Диалог в классе может способствовать интеллектуальному
развитию учеников и их результативности в обучении.»
На этапе осмысления для выполнения
всех заданий требовалось умение рассуждать, анализировать, вести диалог в
группе. По мнению Л.С. Выготского: «Ученики легче обучаются в случае, когда
имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут
выступать одноклассники и учителя».
На всех четырех уроках учащиеся выполняли разные задания:
На первом уроке для изучения материала использовался метод «Джигсо», где учащиеся, получив часть
материала, изучили его, и, обсудив в группах, представитель одной группы
рассказывает свой материал всему классу, таким образом, изучение объемного
материала происходит за короткий период времени. В ходе диалога, который
происходил у учащихся в группе, ученики научились решать сложные вопросы на
основе анализа полученной информации. На закрепление было дано задание
просклонять имена существительные и выполнить упражнение.
На втором уроке учащимся после
определения темы и цели урока, постарались сформулировать правило к данной
теме. На закрепление было дано задание: на интерактивной доске были показаны
картинки птиц, рыб и животных с их названием в И.п., учащимся же нужно было
записать данные названия в П.п.; на этом же уроке учащиеся выполняли работу по
разноуровневым карточкам.
На третьем уроке на изучение нового материала была
дана схема морфологического разбора имени существительного, а на закрепление учащиеся
учились производить морфологический разбор имени существительного.
На четвертом уроке после повторения теоретического
материала на стадии вызова методом «Паутины», учащимся было дано задание выразить данный
теоретический материал методом «Кластер» через какой-либо рисунок или схему.
Благодаря диалогическому обучению учащиеся учились критически мыслить,
взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях,
общаться с другими членами в группе.
Главной особенностью этого модуля является то, что
новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности добывали их самостоятельно. Они учились
отстаивать собственную позицию, проявляли инициативу. Поиск ответов производили
вместе, сообща в команде и через исследовательскую беседу.
На стадии рефлексии в групповой работе учащиеся, в
процессе диалога учились взаимооценивать друг друга и оценивать себя. Каждое
выполненное задание учениками комментировалось мной, старалась поддержать
детей, которые слабо справлялись с заданиями и похвалить детей, которым
выполнение заданий давалось легко, избегала отрицательных комментариев,
придерживаясь положительных. Например, мною были использованы такие слова, как
«солнышко», «молодец», «умничка», «так держать» и другие.
В результате внедрения и применения модуля «Новые
подходы в обучении и преподавании» в серию последовательных уроков мной сделан
вывод, что организованный диалог на уроке дает положительные результаты:
- повысился уровень мотивированности к обучению и школьной активности;
- улучшилось качество знаний;
- снизился уровень тревожности;
- учащиеся научились размышлять и излагать свои мысли;
- стали свободно говорить и общаться друг с другом;
- научились работать в паре и в группе;
- научились оценивать себя и друг друга.
Перед собой я поставила следующие задачи на будущее:
- внушить каждому ученику осознание его собственной неповторимости;
- научить, как учиться;
- вселить уверенность в себя, не бояться задавать вопросы и допускать ошибки;
- уметь делать выводы и применять полученные знания на практике, а также привить им
желание работать над собой, постоянно совершенствоваться, то есть заниматься
самообразованием и саморазвитием.
По словам Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет
хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как
мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет
любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и
к ученикам, он — совершенный учитель». Подводя итог, я как учитель, должна помочь детям
осознать и нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем они
смогли многого добиться в самостоятельном обучении, чтобы на уроках всегда была мотивация к
обучению. Если раньше во главе урока лидером являлся учитель, то сейчас все
взоры обращены к учащемуся. Значит, если ключевая фигура ученик, то меньше
времени и функций остается мне. Я буду планировать свои уроки так, чтобы дети в
процессе исследования добывали знания сами. Это повысит как ответственность,
так и самооценку самого ребенка.